Валера и Наташа Черкашины

Елизавета Лукашова

Home

ИСКУССТВО В ЖИЗНИ. ЖИЗНЬ В ИСКУССТВЕ.               
Акции В. и Н. Черкашиных в фотографиях
1960 -   начала 1990-х гг.

          Выставка произведений Валеры и Наташи Черкашиных «Ночь с пионервожатой» открывает важный период в их творчестве и истории искусства геополитического пространства, долго носившего название СССР. Иногда в этой истории открываются факты, приближающие ее к западноевропейскому контексту. Таковы работы 1960 - нач. 1990-х гг. Черкашиных. Главным героем фотографий является автор, изучавший визуальные возможности собственного образа, но не только. Разворачивалась деятельность Черкашина (которую теперь он осознал как акционистскую)  в Харькове.
Ощущения легкости, свободы и иронии наполняют его работы того времени. Поэтому выставку было решено открыть в стенах МСИИ Ростова-на-Дону на Ивана Купала. В этом проекте переплелось прошлое и настоящее, ночь с пионервожатой с Ивановой ночью, художественный эпатаж с купальским куражом.
Фотографией В.Черкашин занимается с двенадцати лет. В конце 1960-х гг. он хипповал и работал в Харьковском художественно-промышленном институте.  В фотографиях харьковского периода важен принцип серийности и документальности. Художник фиксирует экспромты-хеппенинги («Советский атлет», «Пражский пикник», «Танцы у Петровой») и этюды-перформансы, в которых он взаимодействует с камерой через пластику тела и лица («Заря бодибилдинга в СССР», «Нарцисс», «Виолончелист», «Конец хиппи. Пострижение».ездоппы ого искусства "еще пять лет.ые этюдворчества, вдали от столичного центра делают его одним из самых актуальных художник). В. Черкашин исследует через
форму - позу, жест, мимику, одежду - содержание - собственное «Я» как само по себе, так и в проекции на всеобщее, в котором его интересуют различные аспекты: философски-религиозный («История с яблоком, или Грехопадение»), гендерный («Волосы»), сексуальный («Гарем шейха») ии ружить ного.ими,  политический («Грозная помощь Вьетнаму. Вот она!»).

Тенденция заменять произведение искусства фигурой автора зарождается в кругу авангардистов начала ХХ века, которые перешли от статичной завершенности результата к всеохватной артистической деятельности. Расцвет акционизма во 2-ой половине века связан с именами Д.Кейджа, Р.Раушенберга, И.Клейна, Й.Бойса, Г.Ницша, Н.Д.Пайка, М.Абрамович, П.Манцони, В.Аккончи. Боди-арт последних двух ближе всего искусству Черкашина. По своему прямолинейно-жизненному характеру оно перекликается и с искусством группы Флюксус. Фиксация эмоций лица, доведенная Черкашиным до пародийной игры («Художник. Монолог», «Face art») отсылает к фотографиям Э.Уорхола, на которых тот предстает, меняя ракурсы, выражение лица и аксессуары.
В 1982 году Валера встретил Наташу и родился фотодуэт.   Их акции конца 1970 - 1980-х гг. носят форму непринужденного позирования, работы на формально-техническом уровне усложняются. Появляются красные и черные рисованные линии. Они упорядочивают композицию и одновременно превращают снимки в подобие иллюстраций, кадров будущего фильма или застывшего аниме («Позирование на фоне кафе», «Качание квадрата»). Тогда Черкашины впервые столкнулись с методом, в котором смогли совместить философию «аналитической живописи» П.Филонова с возможностями современной фотографии.
Фотографии В. и Н. Черкашиных  - богатый документальный фонд, рассказывающий об их поисках себя как художественной единицы. Эти поиски, проходившие легко и естественно, с большой долей иронии и самоиронии, вначале не были поисками в строгом смысле слова, но привели к открытию для Черкашиных актуального жанра акционизма и преображению их фотографического метода в 1990-2000-х гг.

Елизавета Лукашова
куратор выставки
искусствовед

Экспозиция

Открытие

Перформансы

Пионерлагерь

Ночь Ивана Купалы

Каталог