|
|
|
|
|
|
|
НОЧЬ С ПИОНЕРВОЖАТОЙ
Броский нонконформизм Валеры Черкашина впервые отчетливо выступил на поверхность в начале 1960-х годов. Его сочетание с более поздними совместными с Наташей работами 1980-х и создало тот неподражаемый дуэт, кратко называемый «Черкашины». Именно харьковский период прояснил превалирующую способность Черкашина концептуально мыслить, в свете которой последующие провокационные «реплики» творческой пары приобретают свою завершенность. Подлинное свойство этого нонконформизма проявилось в сериях «Грозная помощь Вьетнаму. Вот она!» и др. С первых же фоторабот постепенно проступает особое качество убедительной условности, выразившееся позднее в отказе от традиционной пластической формы в пользу знаковых художественных «жестов». Уникальность серии «Ночь с пионервожатой» заключается не просто в изощренности трактовки представленного образа, а в том, что тема сексуальности в стране, официально отказавшейся от нее, представлена таким ироническим, игривым и причудливым образом. Тесным союзом искренности и иронии отмечены фотографии, фиксирующие занятия спортом при помощи колес от вагонетки, куска рельса или гирь из овощного магазина. Вошедшая в философскую моду проблема «телесности», несомненно, оказала влияние и на фотосессии 1960 - 1970-х годов. Открытие возможностей человеческого тела заставляет Черкашина запечатлеть себя в образе культуриста, невольно отсылая зрителя к фрейдовским автоэротизму и нарциссизму. В результате тонкой игры фотоотражений автору удается не только созерцать свой собственный образ, но и перекраивать его. Молодой фотограф использует свое тело, предметы и окружение, придавая жестам,
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
позам, мимике символико-ритуальный характер. Тревога по поводу утраты субъективности в условиях господства коллективистской идеологии не помешала художнику расстаться с роскошной шевелюрой волос. Метаморфозы собственного «Я» отчетливо проявились в ритуальной работе «Конец хиппи. Пострижение», в течение недели фиксировавшей поэтапное пострижение, явив зрителю новый уникальный образ. Представленный проект - яркое, во многом парадоксальное отражение в фотоискусстве Валеры и Наташи Черкашиных духовной ситуации 1960 -1980-х годов ХХ века, основанное на понимании абсурдности любых стереотипов. Почти каждая работа - это перформанс или хеппенинг, разыгрываемый самими персонажами внутри обыденных жизненных сюжетов, одухотворённый их артистизмом и изяществом жестов, в результате чего привычные вещи предстают в непривычном контексте. Хэппенинги и перформансы - уникальный опыт конструирования иной реальности, новой истории и культуры взамен старых, надоевших канонов и символов. Освоенное реальное трехмерное пространство и организованное «со-бытие» на глазах вовлекаемой в процесс публики находит дальнейшее воплощение в условном двухмерном пространстве фотографии. Созданные на фоне искусства социалистического реализма как доминантного художественного течения, под бдительным оком тоталитарного режима, навязывающего шаблоны «соцмышления», произведения Валеры и Наташи Черкашиных раскрепощают сознание. Размывая четкую границу между реальностью и вымыслом, они позволяют созерцать виртуозную свободу обращения авторов с художественными и фотографическим средствами и образами.
Светлана Крузе кандидат философских наук
|
|
|
|
|