Conceptual Cherkashin Metropolitan Museum Valera & Natasha Cherkashin |
EN / RU |
Био |
Валера Черкашин родился в 1948 году в Харькове, Украина. Он начал фотографировать себя и свои акции с 1962 года. Таким образом, он изучал процесс развития своего тела и становления личности. С 1968 года Черкашин начал заниматься теорией и практикой изобразительного искусства. Но с 1976 по 1979 он оставляет изобразительное искусство и углубленно занимается восточными единоборствами. Черкашин изучал практику медитации и работы с энергиями, под руководством вьетнамского мастера. В дальнейшем, это становится одной из основных форм в его искусстве. В 1978 году, в Харькове, он начинает работать инструктором по восточным единоборствам. В этом же году, Валера делает выставку ранних работ, совместно с Борисом Михайловым. А в 1979 году он возвращается к изобразительному искусству и переезжает в Ленинград, где работает и выставляется с «Группой Стерлигова», которая развивает традиции русского авангарда. Через год он переезжает в Москву, где ближе знакомится с современным искусством, общается с Ильей Кабаковым и другими художниками. В 1982 году, в Московском метро, он познакомился с Наташей Поляковой с которой в последствии они начинают работать вместе. Наташа родилась в Дамаске в 1958 году, в семье дипломатов. Выросла в Москве. Закончила Педагогический институт им. Ленина. Занималась в студии пантомимы под руководством Валерия Мартынова. В конце 8О-ых в Москве прошел ряд глобальных выставок Янниса Кунеллиса, Роберта Раушенберга, Джеймса Розенквиста, Гильберта и Джорджа и Жана Тенгли. Они оказали значительное влияние на мировоззрение и понимание современного искусства. Черкашины считают важным связывать современные идеи с традицией. Они ищут в традиционной изобразительной культуре формы, в которых можно выразить их концептуальные идеи. С начала перестройки Валера и Наташа стали активно работать с уходящей культурой СССР. Они глубоко переживали слом социальной и политической системы. Вслед за эйфорией и радостью освобождения от Коммунистической идеологии быстро пришло понимание, что культура СССР может исчезнуть безвозвратно. Черкашины начали активно включать памятники культуры советской эпохи в свои работы, инсталляции и акции. Основным материалом для их работ стала фотография как исторический документ. В этом проекте, который назывался «Конец Эпохи», они использовали традиции русского авангарда - форму, которая родилась так же на стыке двух эпох. Помимо фотографии, важным материалом этого периода были газеты. В начале 90х Черкашины провели ряд акций на станции метро Площадь Революции, посвященных поиску контакта с культурой прошлого. Они организовали свадьбу в метро, где выдали свою современницу замуж за скульптуру, созданную в 1930х. В 1994 году, получив приглашение Музея изобразительных искусств Санта Фе сделать выставку, Черкашины впервые посещают США. Они много путешествуют и знакомятся с культурой Америки. После возвращения в Россию они по-новому видят и понимают исторические процессы, которые там происходят. Советское имперское прошлое уже кажется им иллюзией, миражом. Это выражается в проекте «Миражи СССР». Впоследствии они продолжают этот проект в других странах с имперским прошлым и настоящим, США, Германии и Испании. В 90х Черкашины продолжают активно путешествовать. Диапазон их интересов постоянно расширяется, они выражают свое отношение к другим культурам через действия, акции, хепенинги. Это отражается в их проекте «Путешествие как Искусство». В 1999 году Черкашины делают подводную инсталляцию в штаб-квартире Всемирного банка в Вашингтоне «Прощайте, любимые портреты Европейского народа - здравствуй, евро». Она посвящена уходу из обращения банкнот европейских стран и переходу на более унифицированную валюту. Эта инсталляция включает в себя работы по всем странам Европейского Союза. Постоянно меняющееся состояние мира требует поиска новых форм и материалов для его отображения. В конце ХХ века, Черкашины постепенно переходят на работу с цифровыми технологиями, при поддержке Школы Визуальных искусств (SVA) Нью-Йорка. Они много времени проводят в Нью-Йорке, этот город вдохновляет их на создание новых серий работ. В 2005 году Черкашины начинают работу над международным проектом Глобальный Андеграунд, который будет включать в себя метро многих стран мира. Помимо фоторабот, Черкашины начинают создавать видеоинсталляции. С 2008 года Черкашины ощущают глобальные изменения в экономике, возрастающее политическое напряжение в мире, которое выливается в локальные военные конфликты. Они начинают работать над проектом «Эволюция Хаоса. Апокалипсис» С 2010 года, ощущая планетарные изменения климата и предчувствуя переход к эпохе Водолея, Черкашины выражают это в ряде новых проектов, связанных с водой: «Вибрации» и «Сияние». Черкашины живут в Нью-Йорке и Москве. |
Валера и Наташа Черкашины работают с глубоко укорененными социальными архетипами - символами всеобщего людского бытия. Их интересует присутствие и развитие этих вечных архетипов человеческой цивилизации в современности, в актуальной жизни. В последнее время их внимание заострено на апокалипсических проблемах - судьбах человечества, отягощенного знаниями трагедий и катастроф. Земная цивилизация в третьем тысячелетии действительно переживает фантастический слом, и Черкашины чувствуют мощный <трагический гул>, они не знают, что это такое, рационально не могут объяснить воспринимаемые ими подспудные тектонические сдвиги -- они предъявляют свои интуитивные постижения в формах искусства. Черкашины не занимаются предсказаниями, предсказание неизвестно, сбудется ли. В их космических образах-видениях зафиксирован процесс художественного осмысления глобальных, катастрофических проблем, которые стоят перед всем человечеством. Как истинные художники, Черкашины с обостренной силой ощущают некую тень, которую отбрасывает будущее. Их функция - предъявить в форме искусства то, как в сиюсекундном преломляется вечное. Доктор Александра Шатских Нью-Йорк 2011 |